5.3.2. Храм Спас-Преображения в Богородском
Автор: Сергеев С.В., педагог-искусствовед
Храм Спас-Преображения,
находится на
пересечении
Миллионной и
Краснобогатырской
улиц. Он
хорошо виден
из окон
проезжающих
трамваев, привлекая
внимание
пассажиров.
Этот храм,
вместе с
окружающими
его
постройками
и оградой,
представляет
собой единый
запоминающийся
архитектурный
ансамбль.
В древние
времена, на
протяжении
многих веков
в Москве стронилось
так много
разного типа
лклетских╗
деревянных
церквей, что в
летописях не
считали
нужным
сообщать об
этом. Иное
отношение
было к
каменным
храмам. Факт
их постройки
непременно
фиксировался
в
соответствующих
записях, ибо
построить
такой храм
было гораздо
труднее, да и
средств в его
строительство
нужно было
вложить
гораздо
больше.
И
строили
деревянные
храмы очень
быстро. Так,
например,
обетную
церковь (то
есть, церковь,
строящуюся
по обету,
данному человеком)
полагалось
возводить за
один день. О
древних же
деревянных
храмовых
постройках
нашим
современникам
рассказывают
экспонаты
музеев
деревянного
зодчества в
Суздале,
Костроме, Новгороде
и других
древнерусских
городах, а так
же
специально
издаваемые
альбомы.
Время
создания
того или
иного
сооружения
всегда
накладывает
свой
отпечаток на
его облик. Так
чем же
отличается
Спас-Преображенский
храм в
Богородском
от древних
клетских
церквей? В чем
его основные
особенности?
В
русской
архитектуре XIX
века
преобладающими
направлениянми
стали стиль лэклектика╗,
а затем - лмодерн╗
Людям
нравилось,
что эти
стилевые
направления
как бы
противопоставляют
единообразию
и строгой
нормативности
ампира (позднего
классицизма)
разнообразие
и свободу в
выборе
прототипа.
Что же
послужило
прототипом
храма в
Богородском?
В
качестве
национального
русского
мотива,
который
многократнно
использовался
в храмовой
архитектуре
и был еще в
древности
использован
псковскими
мастерами,
прослеживаются
характерная
звонница,
одноглавие и
домашний уют
деревянного
русского
жилинща. В то
же время в облике
храма - в
форме его
окон, окраске
стен и
декоративном
убранстве,
хорошо
просматриваются
характерные
стилевые
черты так
называемого лмосковского
барокко╗ (см.
рис. 5.3.1.)
С разных
точек обзора
здание
выглядит по-разному
за счет своей
статичности
Оно как бы
одухотворено,
оно лживет и
дышит╗.
Храм,
главная
постройка
ансамбля,
возвышается
в
центральной
части
небольшого
дворика,
обнесенного
забором.
Внутри двора
разнмещаются
еще
несколько
деревянных
построек: дом
церковного
причта,
хозяйственное
помещение,
церковная
лавка. Возле
лавки - ворота
и калитка в
заборе,
отделяющие
церковный
двор от улицы.
Во всех
ансамблевых
сооружениях
прослеживается
кирпичный
цоколь. Алая
окраска стен
и белая
окраска
деревянных
деталей
декора,
зеленая
кровля и
позолоченные
главки,
установленные
по одной над
главной
храмовой
частью,
звонницей и
приделами -
все это также
очень
характерно
для построек
в стиле лмосковского
барокко╗. Иснпользуя
в качестве
конструкционного
материала
высококачественнный
деревянный
брус,
строители
сумели
создать
уникальное
сооружение,
в котором
удивительным
образом
сочетались
традиционность
и новизна.
Жаль, что имя
архитектора,
сумевшего
правильно
почувствовать
лнерв своей
эпохи╗, не
дошло до нас.
Традиционность
храма
просматривается
прежде всего
в строгой
ориентации
его аспидной
части на
восток, в
самой
композиции
построения,
которую
называют лцерковь-корабль╗.
Первоначально
храм был
однопрестольным,
но вскоре его
расширили,
пристроив
два придела.
Все эти
дополнения
также очень
характерны
для традиции
православной
церкви.
Проанализируем
новшества,
которые
выделяют
этот храм из
ряда древних
клетских
церквей и
позволяют по
внешнему
виду
датировать
время
создания
Спас-Преображенского
храма..
Храм
строили в 1876-1880
годы, когда в
русской
культуре обострился
интерес к
раскрытию
внутреннего
мира
человека, к
простым
человеческим
переживаниям.
В эти годы
публика
зачитывалась
произведениями
Л.Н. Толстого,
который,
например, в
романе лАнна
Каренина╗
касался
столь
интимных
сторон
человеческих
взаимоотношений,
о которых
прежде в
литературе
говорить
было не
принято. Люди
восхищались
музыкальными
творениями П.И.
Чайковского,
умевшего
раскрывать
сокровенное
в душе
человека (вспомним
хотя бы оперу
лЕвгений
Онегин╗). О
глубоких
переживаниях
в разных
жизненных
ситуациях
ярко и
убедительно
рассказывали
своими
полотнами
художники-передвижники.
В
Богородском,
одном из
наиболее
престижных
дачных
предместий
Москвы тех
лет, среди
прихожан
храма было
много
дачников,
среди
которых -
великие
музыканты,
художники,
писатели,
оставившие
заметный
след в
русской
культуре.
Стараясь
сделать храм
таким, чтобы
прихожане
полюбили его,
при
разработке
проекта, в
первую
очередь,
старались
соблюсти
принцип лсоразмерности
человеку╗ В
результате
храм
получился
небольшой, но
очень уютный.
Если не
поднимать
глаз выше
карниза
крыши, может
показаться,
что это вовсе
не храм, а
обыкновенная
подмосковная
дача с
застекленными
верандами.
Восточная
часть с
апсидами не
выпячивается,
а, напротив,
как бы
скромно ищет
уединения в
тишине,
отвернувшись
от суетного
мира, но
вместе с тем
уверенно
выполняя
свое
предназначение
лХочешь
помолиться, -
заходи, а если
нет, то иди
своей
дорогой╗ - как
бы говорит
своим видом
Спас-Преображенский
храм в
Богородском.
При всей
традиционности
этой постройки,
отличительные
черты ее
церковной
символики
сосредоточены,
главным
образом, в
главках и
крестах,
возносящихся
к небу.
В
царствование
Петра I
период
строительства
небольших
церкнвей в
России
завершился. В
это время
стали
строить
гигантские
по размерам
храмы,
царившие над
окружающей
их городской
застройкой и
заметные
издалека. И
полтора
столетия,
вплоть до
отмены
крепостного
права,
тенденция
создания
храмов-гигантов
сохранялась.
Поток
заказчиков
подобных
сооружений
не иссякал.
Однако,
после отмены
крепостного
права
ситуация
изменилась, у
дворян не
хватало
средств, а
удачливые
купцы-предприниматели,
прежде
нередко
финансировавшие
строительство
храмов-гигантов
с целью
саморекламы,
теперь
переключились
на благотворительность,
считая более
целесообразным
строительство
больниц с
больничными
церквами,
богаделен,
работных
домов и т. п.
Поэтому
средств,
собранных на
строительство
нового храма
в Богородском,
едва хватило
на небольшую
деревянную
церковь. И
многим этот
храм
пришелся по
душе. Сто
двадцать лет
не прекращаются
службы в нем.
И
верующие
любят этот
храм. На
церковных
службах
здесь всегда
многолюдно.
Сюда
приезжают и
жители
других
районов
Москвы,
которых
привлекает и
архитектурный
облик этой
старинной
церкви, и
находящееся
в ней
собрание
старинных
икон, и
слаженно
звучащий
церковный
хор, и вся
обстановка,
располагающая
к молитве.