5.2.4. Богородское – дачное предместье Москвы,
(вековой период после пожара 1812 года)
Коллектив
музея не
ограничивается,
исследованием
событий
времен
Великой
Отечественной
войны 1941-1945 г.
Делаются
также
подборки
материалов,
которые
помогают
лучше понять
то, что
проходило в
более
отдаленные
по времени
периоды
истории.
Например,
осмысливая
события 190-летней
давности:
Бородинскую
битву, пожар
Москвы 1812-го
года и
последовавшее
после
изгнания
французов
широкомасштабное
строительство
в нашем любимом
городе по
новым
градостроительным
законам -
многие
задавали
вопрос о том,
каким
образом
отразилось
все это в
Богородском?
Анализ
краеведческих
источников
указывал, что
в летнее
время в
послепожарной
Москве жить
было очень
трудно. Люди
задыхались
от пыли.
Водопровода
и
канализации
не было. Очень
плохо было с
жильем. Между
тем,
чиновники,
учителя,
врачи должны
были
работать,
чтобы
содержать
семью.
Крепостные
крестьяне,
которые
пришли в
город на
отхожий
промысел,
безропотно
переносили
трудности, а
те, кто имел
возможность
снять жилье
где-то в
пригороде,
вблизи
городской
заставы,
приноровились
отправлять
семью на дачу.
Сложился
особый образ
жизни.
Изменилось
само прежнее
понятие "дача".
Краевед
Я.М. Белицкий
в книге "Окрест
Москвы", М.
Легпромбытиздат,
1996 г., 237 с.
объясняет,
что в
древности
под словом "дача"
подразумевался
пожалованный
князем или
царем за
верную
службу
земельный
надел. В
послепожарной
Москве
понятие "дача"
выражала
совсем
другое
явление. Дачу
арендовали
на короткий
срок. Весной
туда
отправлялись
на возах, с
семьей и со
всем
домашним
скарбом, а в
конце лета
таким же
образом
возвращались
в город. Самым
популярным и
престижным
дачным
местом, по
утверждению
Я.М. Белицкого,
стала
территория
Сокольников
и
Богородского.
Для
многих
художников
снять дачу
было не по
карману. Они
специально
шли сюда
пешком и
работали. Так,
исследователи
творчества
Шишкина
утверждают,
что
родственники
художника,
перебравшиеся
в Москву из
Елабуги, жили
где-то в
Красном селе.
У них он
держал все,
что необходимо
для работы на
пленере.
Прямо из
училища он
шел пешком,
заходил за
мольбертом,
картоном,
красками и
шел в лес, где
работал.
Трудились
на
территории
Сокольников
и
Богородского
практически
все
московские
художники.
Воспел
красоты
этого места и
учитель
молодых
художников А.К.
Саврасов.
Рис.
5.2.4.1.
Картина "Лосиный
остров в
Сокольниках"
художника А.К.
Саврасова
Художники
и артисты
переезжали,
на дачу, чтобы
иметь
возможность
здесь же,
поправляя
здоровье,
работать,
совершенствовать
свое
мастерство.
Дачная жизнь
и
возможность
общения
прибавляли,
творческие
силы. Одни
художники
работала на
пленере, (Саврасов,
Левитан,
Петровичев), а
другие
создавали на
пленере лишь
этюды, на
основе
которых
писали, затем
значительные
по размерам
полотна (Шишкин,
Перов).
Именно
в
Богородском,
находясь там,
где теперь
проходит
Прогонная
улица,
написал
Алексей
Кондратьевич
Саврасов
свою
знаменитую
картину «Лосиный
остров в
Сокольниках»
(тогда, дачную
местность не
делили, на части).
Любил
эти места и
замечательный
основатель
Третьяковской
галереи
Павел
Михайлович
Третьяков. По
свидетельству
его старшей,
дочери Веры
Павловны
Зилоти (смотри
ее мемуары "В
доме
Третьяковых",
изд-во "Искусство
1998 г.) он
несколько
лет подряд
вывозил свою
семью на дачу
в Сокольники.
Оказывается,
с отроческих
лет братья
Третьяковы
дружили с
замечательными
музыкантами
Антоном и
Николаем
Рубинштейнами.
Особенно
тесной была
их связь с
любимцем
всей Москвы
Николаем
Григорьевичем
Рубинштейном,
общительным
и
обаятельнейшим
человеком,
которого
обожали
многие
московские
предприниматели.
Доверие к Н.Г.
Рубинштейну
со стороны
обеспеченных
московских
жителей было
так велико,
что этому
музыканту
было легко
собрать
необходимую
сумму для
основания в
Москве
консерватории.
Обе
дочери
Третьякова
оставили
после себя
мемуары: и В.П.
Зилоти, и А.П.
Боткина -
говорят о
большой
привязанности
Николая
Рубинштейна
к
Богородскому,
которое он
полюбил в
раннем
детстве и
считал своим
вторым домом.
Они
объясняют
это
следующей
причиной:
отец
музыкантов
Григорий
Романович
Рубинштейн
как купец 3-й
гильдии
занимался не
только
покупкой и
продажей
кованых
металлических
изделий, но и
был
владельцем
нескольких
кузниц,
стоявших на
берегу
Богородского
ручья, а
позднее.
приобрел
также, и
карандашную
фабрику в
районе
Бабьего
городка в
Замоскворечье.
Видно
Григорий.
Романович и
приучил сына
считать
Богородское (за
Сокольниками)
своим вторым
домом. Дело
отца
способствовало
выработке
этой
привязанности
у сына.
Летом,
вслед за
любимцем
московской
театральной
публики
Николаем
Григорьевичем
Рубинштейном,
в
Богородское-Сокольники
устремлялись
многие
музыканты и
артисты. В
энциклопедии
"Москва", 1997 г.
говорится,
что в
Богородском
жили П.И.
Чайковский, А.П.
Бородин, М.А.
Балакирев.
Жили там и
многие,
преподаватели
Московской
консерватории,
а также
профессора
из
Петербурга
традиционно
приезжавшие
на летний
отдых в
Подмосковье.
Анализ
событий 1860-х
годов
показал
также нашим
музейным
исследователям,
что местные
казенные
крестьяне
после отмены
крепостного
права смогли,
очень быстро
встать на
ноги: одни
разбогатели
на
перепродаже
земельных
участков и
строительстве
дач, а другие
продали свою
выкупленную
из казны
землю и стали
вольными
людьми.
Наплыв
дачников в
Богородское
в последней
трети XIX в.
способствовал
строительству
нового Спас-Преображенского
храма.
В
XIX в.
одновременно
с
превращением
Богородского
в дачное
предместье
Москвы шел
процесс
создания
промышленных,
предприятий.
Так, в 1814 г.
обрусевший
немец-предприниматель
Иван Юнгст
основал в
Богородском
красильную
фабрику.
Спустя 55 лет, в
1869 г. в
Богородском
было уже 5
фабрик, 2
питейных
дома, 2
трактира.
Здесь на 38
дворах
постоянно
проживало 143
жителя. Кроме
того,
проживали 405
человек
пришлого
населения,
работавшего
на фабриках.
В
1887 г. был
основан
завод
Московского
товарищества
резиновой
мануфактуры (ныне
завод "Красный
Богатырь"), на
котором
работало 60
человек. В 1917 г.
на заводе "Богатырь"
работало
более 2000
человек. Для
рабочих
завода в
связи с
жилищным
кризисом
началось
строительство
жилого
поселка. В
дальнейшем
завод стал
центром всей
социально-культурной
сферы в
Богородском,
В
1890 г. в
Богородском
насчитывалось
776 дачных
домов. Это
было больше,
чем в любых
других
дачных
поселках
Подмосковья.
По
инициативе
жителя
поселка С.А.
Ануфриева
было создано
1-е в России
Общество
благоустройства.
Приведение в
порядок
дорог и
забота об
освещении
стали
первоочередными
проблемами. В
1900 г. к летнему
театру на
дачном кругу
в
Богородском
было
подведено
электрическое
освещение.
Улучшилось
состояние 40
дачных улиц и
переулков.
Многие улицы,
получили
названия по
фамилиям
домовладельцев.
До сих пор
сохраняются
такие
названия, как
Глебовская,
Андреево-Забелинская
улицы (Никольская,
Лапинская,
Шестаковская
получили
другие
названия).
Вместо
Лапинской
улицы появился
Ланинский
переулок, так как
богородчанам
хотелось
увековечить
память о
журналистке-революционерке
Анне Ланиной,
жене наркома
связи Вадима
Подбельского,
позаботившегося
о
строительстве
жилья для
связистов в
Богородском.
В
1913 г. в
Богородское
прошел
первый
трамвайный
маршрут. Он
вытеснил
существовавшую
до той поры
конку. Это был
трамвайный
маршрут № 20 в
Москве,
который
соединял
Семеновскую
заставу и
Богородское.
В
1917 г. по
инициативе
Московского
совета
рабочих
депутатов
Москва была
разделена на
одиннадцать
административных
районов.
Одним из них
был
Сокольническо-Богородский
район.
В 1922 г. существовавшие в Богородском четыре Мещанские улицы были переименованы в Гражданские, чтобы избежать повторения названий улиц в границах одного города.