5.2.4. Богородское – дачное предместье Москвы,

(вековой период после пожара 1812 года)

Коллектив музея не ограничивается, исследованием событий времен Великой Отечественной войны 1941-1945 г. Делаются также подборки материалов, которые помогают лучше понять то, что проходило в более отдаленные по времени периоды истории. Например, осмысливая события 190-летней давности: Бородинскую битву, пожар Москвы 1812-го года и последовавшее после изгнания французов широкомасштабное строительство в нашем любимом городе по новым градостроительным законам - многие задавали вопрос о том, каким образом отразилось все это в Богородском?

Анализ краеведческих источников указывал, что в летнее время в послепожарной Москве жить было очень трудно. Люди задыхались от пыли. Водопровода и канализации не было. Очень плохо было с жильем. Между тем, чиновники, учителя, врачи должны были работать, чтобы содержать семью. Крепостные крестьяне, которые пришли в город на отхожий промысел, безропотно переносили трудности, а те, кто имел возможность снять жилье где-то в пригороде, вблизи городской заставы, приноровились отправлять семью на дачу. Сложился особый образ жизни. Изменилось само прежнее понятие "дача".

Краевед Я.М. Белицкий в книге "Окрест Москвы", М. Легпромбытиздат, 1996 г., 237 с. объясняет, что в древности под словом "дача" подразумевался пожалованный князем или царем за верную службу земельный надел. В послепожарной Москве понятие "дача" выражала совсем другое явление. Дачу арендовали на короткий срок. Весной туда отправлялись на возах, с семьей и со всем домашним скарбом, а в конце лета таким же образом возвращались в город. Самым популярным и престижным дачным местом, по утверждению Я.М. Белицкого, стала территория Сокольников и Богородского.

Для многих художников снять дачу было не по карману. Они специально шли сюда пешком и работали. Так, исследователи творчества Шишкина утверждают, что родственники художника, перебравшиеся в Москву из Елабуги, жили где-то в Красном селе. У них он держал все, что необходимо для работы на пленере. Прямо из училища он шел пешком, заходил за мольбертом, картоном, красками и шел в лес, где работал.

Трудились на территории Сокольников и Богородского практически все московские художники. Воспел красоты этого места и учитель молодых художников А.К. Саврасов.

Рис. 5.2.4.1. Картина "Лосиный остров в Сокольниках" художника А.К. Саврасова

 

 

 

Художники и артисты переезжали, на дачу, чтобы иметь возможность здесь же, поправляя здоровье, работать, совершенствовать свое мастерство. Дачная жизнь и возможность общения прибавляли, творческие силы. Одни художники работала на пленере, (Саврасов, Левитан, Петровичев), а другие создавали на пленере лишь этюды, на основе которых писали, затем значительные по размерам полотна (Шишкин, Перов).

Именно в Богородском, находясь там, где теперь проходит Прогонная улица, написал Алексей Кондратьевич Саврасов свою знаменитую картину «Лосиный остров в Сокольниках» (тогда, дачную местность не делили, на части).

Любил эти места и замечательный основатель Третьяковской галереи Павел Михайлович Третьяков. По свидетельству его старшей, дочери Веры Павловны Зилоти (смотри ее мемуары "В доме Третьяковых", изд-во "Искусство 1998 г.) он несколько лет подряд вывозил свою семью на дачу в Сокольники. Оказывается, с отроческих лет братья Третьяковы дружили с замечательными музыкантами Антоном и Николаем Рубинштейнами. Особенно тесной была их связь с любимцем всей Москвы Николаем Григорьевичем Рубинштейном, общительным и обаятельнейшим человеком, которого обожали многие московские предприниматели. Доверие к Н.Г. Рубинштейну со стороны обеспеченных московских жителей было так велико, что этому музыканту было легко собрать необходимую сумму для основания в Москве консерватории.

Обе дочери Третьякова оставили после себя мемуары: и В.П. Зилоти, и А.П. Боткина - говорят о большой привязанности Николая Рубинштейна к Богородскому, которое он полюбил в раннем детстве и считал своим вторым домом. Они объясняют это следующей причиной: отец музыкантов Григорий Романович Рубинштейн как купец 3-й гильдии занимался не только покупкой и продажей кованых металлических изделий, но и был владельцем нескольких кузниц, стоявших на берегу Богородского ручья, а позднее. приобрел также, и карандашную фабрику в районе Бабьего городка в Замоск­воречье. Видно Григорий. Романович и приучил сына считать Богородское (за Сокольниками) своим вторым домом. Дело отца способствовало выработке этой привязанности у сына.

Летом, вслед за любимцем московской театральной публики Николаем Григорьевичем Рубинштейном, в Богородское-Сокольники устремлялись многие музыканты и артисты. В энциклопедии "Москва", 1997 г. говорится, что в Богородском жили П.И. Чайковский, А.П. Бородин, М.А. Балакирев. Жили там и многие, преподаватели Московской консерватории, а также профессора из Петербурга традиционно приезжавшие на летний отдых в Подмосковье.

Анализ событий 1860-х годов показал также нашим музейным исследователям, что местные казенные крестьяне после отмены крепостного права смогли, очень быстро встать на ноги: одни разбогатели на перепродаже земельных участков и строительстве дач, а другие продали свою выкуплен­ную из казны землю и стали вольными людьми. Наплыв дачников в Богородское в последней трети XIX в. способствовал строительству нового Спас-Преображенского храма.

В XIX в. одновременно с превращением Богородского в дачное предместье Москвы шел процесс создания промышленных, предприятий. Так, в 1814 г. обрусевший немец-предприниматель Иван Юнгст основал в Богородском красильную фабрику. Спустя 55 лет, в 1869 г. в Богородском было уже 5 фабрик, 2 питейных дома, 2 трактира. Здесь на 38 дворах постоянно проживало 143 жителя. Кроме того, проживали 405 человек пришлого населения, рабо­тавшего на фабриках.

В 1887 г. был основан завод Московского товарищества резиновой мануфактуры (ныне завод "Красный Богатырь"), на котором работало 60 человек. В 1917 г. на заводе "Богатырь" работало более 2000 человек. Для рабочих завода в связи с жилищным кризисом началось строительство жилого поселка. В дальнейшем завод стал центром всей социально-культурной сферы в Богородском,

В 1890 г. в Богородском насчитывалось 776 дачных домов. Это было больше, чем в любых других дачных поселках Подмосковья. По инициативе жителя поселка С.А. Ануфриева было создано 1-е в России Общество благоустройства. Приведение в порядок дорог и забота об освещении стали первоочередными проблемами. В 1900 г. к летнему театру на дачном кругу в Богородском было подведено электрическое освещение. Улучшилось состояние 40 дачных улиц и переулков. Многие улицы, получили названия по фа­милиям домовладельцев. До сих пор сохраняются такие названия, как Глебовская, Андреево-Забелинская улицы (Никольская, Лапинская, Шестаковская получили другие названия). Вместо Лапинской улицы появился Ланинский переулок, так как богородчанам хотелось увековечить память о журналистке-революционерке Анне Ланиной, жене наркома связи Вадима Подбельского, позаботившегося о строительстве жилья для связистов в Богородском.

В 1913 г. в Богородское прошел первый трамвайный маршрут. Он вытеснил существовавшую до той поры конку. Это был трамвайный маршрут № 20 в Москве, который соединял Семеновскую заставу и Богородское.

В 1917 г. по инициативе Московского совета рабочих депутатов Москва была разделена на одиннадцать административных районов. Одним из них был Сокольническо-Богородский район.

В 1922 г. существовавшие в Богородском четыре Мещанские улицы были переименованы в Гражданские, чтобы избежать повторения названий улиц в границах одного города. 

ГЛАВНАЯ

 

Hosted by uCoz