5.1. Люди Богородского

Музей школы № 1952 старается сохранить память об учащихся школы, ее выпускниках, учителях, членах родительского комитета школы, близких родственниках учащихся и о всех добрых соседях, живущих рядом в районе "Богородское", и о людях, приезжающих к нам в гости из других районов Москвы. Это поможет со временем отразить главное в истории нашей школы.

В начале 2002-2003 учебного года, когда страна готовилась к Всероссийской переписи населения, учащиеся 5-7 классов нашей школы получили домашнее задание по граждановедению: дома вместе с родителями соста­вить генеалогическое древо своей семьи, оформить работу по своему ус­мотрению и сдать учителю на проверку. Затем работы были переданы в музейные фонды для проведения следующего этапа исследований демографического характера. Отметим, что качество представленных работ далеко неоднозначно. Некоторые дети, как оказалось, даже не знают имен своих бабушек и дедушек, не говоря о профессиях, характерах и увлечениях. Многие дети смогли очень хорошо рассказать о судьбах некоторых своих предков, особенно тех, на кого им хотелось бы быть похожими. Имеется ряд работ, порадовавших своей определенностью и четкостью изложения мыслей. Например, Антон Шестопалов начал свою работу словами: «У меня, как и у каждого человека, было 16 прапрадедушек и прапрабабушек 8 прадедушек и прабабушек, 4 дедушки и бабушки, 2 родителя». Имена всех их он обозначил на схеме внутри соот­ветствующих прямоугольников. Получившиеся кирпичики с надписями внутри соединил тройной линией, когда дело касалось супружеских пар, и одинарной линией, когда речь шла о простых родственных связях. Работа получилась толковая и интересная.

В середине октября 2002 г. прошла переносная выставка, на которой демонстрировались наиболее интересные работы о генеалогических корнях той или иной семьи. На рис. 5.1.1 приведен общий вид выставки с несколькими работами учащихся.

Рис. 5.1.1. Переносная выставка с исследованиями учащихся по теме "Родовое древо моей семьи"

 

 

 

 

 

В фотоальбоме об учительском составе школы № 1952 на видном месте помещены материалы об Александре Анатольевиче Банчукове, директоре школы и учителе истории. Эти материалы о нем поступили в юбилейные дни, в феврале 2002 г., когда отмечалось его 50-летие. Ниже приведен фотопортрет А.А. Банчукова и выдержки из статьи о нем, опубликованные в юбилейные дни в газете "Богородское".

Рис. 5.1.2. Фотопортрет директора школы № 1952 Александра Анатольевича Банчукова

 

 

 

 

Статья "Поздравляем Директора школы № 1952. Александру Анатольевичу Банчукову - 50" подписана старшеклассницами Ольгой Задорожной и Полиной Фроловой. В ней отмечается, что А.А. Банчуков - неутомимый автор многих полезных начинаний и душа творческого коллектива учителей, что он постоянно хлопочет о порядке в школе и ему беспрекословно подчиняются даже самые строптивые ученики. Александр Анатольевич сам является творческой личностью и во многом способствует развитию жажды творчества в учениках школы. Ребята пробуют себя в различных видах деятельности, об их успехах свидетельствуют многочисленные грамоты и благодарности. Каждый праздник в школе свидетельствует о незаурядном актерском таланте директора: в спектаклях он сам выступает то в роли Дракоши, то Деда Мороза. Стойко сопротивляться ударам судьбы ему помогает спортивная закалка баскетболиста с большим стажем и поддержка игроков учительской баскетбольной команды. Александр Анатольевич помогает выпускникам выходить из стен школы образованными, развитыми, готовыми к взрослой жизни людьми (смотри газету "Богородское", № 1, 2002 г.).

В газете "Богородское", № 8., 2002 г. к Дню учителя опубликована статья "Добрый талант" за подписью Э.Л. Базаровой. В этой статье говорится о заместителе директора школы № 1952 по воспитательной работе Татьяне Михайловне Потеряевой. В ней за весьма короткий срок существования школы мальчишки и девчонки распознали безграничную доброжелательность, почувствовали ее любовь к каждому из них, оценили ее яркие качества лидера на ее уроках граждановедения. Действительно, и в жизни Татьяна Михайловна всегда занимает активную гражданскую позицию. Кажется, ни одно мероприятие в школе, будь то концерт, собрание, различные соревнования, не обходятся без ее участия. Подготовленные ею чтецы неизменно занимают призовые места на различных конкурсах. От ее заботливого взора не ускользают таланты в самых разнообразных видах творчества. Многочисленные грамоты каждый год выставляются в витринах школьного музея, кстати, в его создании она принимала самое деятельное участие, а собранные ею экспонаты украсили одну из первых его экспозиций.

Любимая всеми учительница неистощима на выдумки и способна вести на благое дело и ребят, и своих коллег. В ней чудесным образом сочетаются педагогический и художественный талант режиссера детских спектаклей и организатора школьной жизни. После общения с ней - жизнерадостным, открытым человеком - остается ощущение тепла и внимания к каждому взрослому и ребенку. Она создаёт в школе тот особый микроклимат, который притягивает к себе нынешних учащихся и бывших учеников Татьяны Михайловны. Ее авторитет уверенно завоевывается не только в Богородском, но и в Москве. Мудрость и молодость ее души - прекрасный дар, доставшийся педагогическому коллективу школы.

Рис. 5.1.3. Фотопортрет заместителя директора школы по воспитательной работе Татьяны Михайловны Потеряевой, 2003 г.

 

 

 

 

Сама Татьяна Михайловна живет в Богородском полтора десятка лет и не считает себя эрудитом в местном краеведении. Однако она хорошо представляет к кому надо обратиться для выяснения тех или иных проблем местного краеведения.

Когда встал вопрос о прошлом территории, где в 1998 г. было построено здание школы № 1952, Татьяна Михайловна организовала Круглый стол в музее, на который были приглашены журналистка Тамара Владимировна Войнова и жительница района Марина Владимировна Калашникова (смотри рисунок 5.1.4.1).

 

 

Рис. 5.1.4.1. Марина Владимировна Калашникова в школьном музее рассказывает о доме на Большой Богородской улице, в котором жили ее предки

Рис. 5.1.4.2. Фотография дома, который стоял до сноса на том месте, где теперь построена здание школы

Рис. 5.1.4.3. Семья Шальневых в саду возле дома

К великой радости коллектива школьного музея, Марина Владимировна подарила музею мемориальные предметы, позволившие создать экспозицию о заслуженной учительнице России Евдокии Сергеевне Калашниковой, матери Марины (об этом уже говорилось в разделе 3. «Постоянные выставки музея»).

Рассказ Марины Владимировны и представленные ею материалы и документы  (старые письма с указанием адреса дома, фотодокументы, старинное свидетельство о браке ее прадеда и прабабушки, рисунки Глеба Шальнева и дневник, который он вел в 1920-е годы) послужили основой при создании статьи "Ставили самовар, чай пили с медом, спать легли рано..." для газеты "Богородское", 2001 г., № 6. Автор статьи Т.В. Войнова поместила ее в шутливо названную ею рубрику: "Начинаем рассказ о династиях Бого­родского. История первая. Шальневы-Калашниковы". В том же номере газеты Т.В. Войнова разместила Обращение с призывом откликнутся богородчан, которые в 1941 г. из-за войны не учились в школе.

В числе первых откликнувшихся на Обращение были жительницы района: Маргарита Ивановна Петрова, Ирина Ивановна Разоренова и Антонина Ивановна Уварова. Ниже приведен групповой фотопортрет, сделанный в школьном музее при проведении очередного Круглого стола.

 

Рис. 5.1.5. Коренные жительницы Богородского М.И. Петрова, И.П. Разоренова и А.И. Уварова вместе с главным редактором газеты "Богородское" Т.В. Войновой

 

 

О судьбе этих женщин журналистка рассказала в статье "I сентября 1941 года школы были закрыты. Мои грозовые сороковые...", опубликован­ной в газете "Богородское", 2001 г., № 8.

Несколько позднее на Обращение откликнулись и другие жительницы Богородского. О судьбе Антонины Тихоновны Давыдовой, а также о судьбе Галины Александровны Королевич рассказано в газете "Богородское", 2001 г., № 9 в заметках "Рождение судьбы, рождение судеб... История вторая. Богословские - Давыдовы" и "Продолжаем рассказ о школьниках сорок первого года. Маленький "офицер в юбке".

Коллектив музея выражает признательность всем людям, которые с участием отнеслись к самой идее создания краеведческого школьного музея и сообщили факты, которые позволяют школьникам лучше осознать и понять время, прожитое представителями предшествующих поколений.

  ГЛАВНАЯ

Hosted by uCoz