5.1. Люди Богородского
Музей
школы №
1952 старается
сохранить
память об
учащихся
школы, ее
выпускниках,
учителях,
членах
родительского
комитета
школы, близких
родственниках
учащихся и о
всех добрых
соседях,
живущих
рядом в
районе "Богородское",
и о людях,
приезжающих
к нам в гости
из других
районов
Москвы. Это
поможет со
временем
отразить
главное в
истории
нашей школы.
В
начале 2002-2003
учебного
года, когда
страна
готовилась к
Всероссийской
переписи
населения,
учащиеся 5-7
классов
нашей школы
получили
домашнее
задание по
граждановедению:
дома вместе с
родителями
составить
генеалогическое
древо своей
семьи,
оформить
работу по
своему усмотрению
и сдать
учителю на
проверку.
Затем работы
были
переданы в
музейные
фонды для
проведения
следующего
этапа
исследований
демографического
характера.
Отметим, что
качество
представленных
работ далеко
неоднозначно.
Некоторые
дети, как
оказалось,
даже не знают
имен своих
бабушек и
дедушек, не
говоря о
профессиях,
характерах и
увлечениях.
Многие дети
смогли очень
хорошо
рассказать о
судьбах
некоторых
своих
предков,
особенно тех,
на кого им
хотелось бы
быть
похожими.
Имеется ряд
работ,
порадовавших
своей
определенностью
и четкостью
изложения
мыслей.
Например,
Антон
Шестопалов
начал свою
работу
словами: «У
меня, как и у
каждого
человека,
было 16
прапрадедушек
и
прапрабабушек
8 прадедушек и
прабабушек, 4
дедушки и
бабушки, 2
родителя».
Имена всех их
он обозначил
на схеме
внутри соответствующих
прямоугольников.
Получившиеся
кирпичики с
надписями
внутри
соединил
тройной
линией, когда
дело
касалось
супружеских
пар, и одинарной
линией, когда
речь шла о
простых
родственных
связях.
Работа
получилась
толковая и
интересная.
В
середине
октября 2002 г.
прошла
переносная
выставка, на
которой
демонстрировались
наиболее
интересные
работы о
генеалогических
корнях той
или иной
семьи. На рис. 5.1.1
приведен
общий вид
выставки с
несколькими
работами
учащихся.
Рис.
5.1.1.
Переносная
выставка с
исследованиями
учащихся по
теме "Родовое
древо моей
семьи"
В
фотоальбоме
об
учительском
составе
школы № 1952 на
видном месте
помещены
материалы об
Александре
Анатольевиче
Банчукове,
директоре
школы и
учителе
истории. Эти
материалы о
нем
поступили в
юбилейные
дни, в феврале
2002 г., когда
отмечалось
его 50-летие.
Ниже
приведен
фотопортрет
А.А. Банчукова
и выдержки из
статьи о нем,
опубликованные
в юбилейные
дни в газете "Богородское".
Рис.
5.1.2.
Фотопортрет
директора
школы № 1952
Александра
Анатольевича
Банчукова
Статья
"Поздравляем
Директора
школы № 1952.
Александру
Анатольевичу
Банчукову - 50"
подписана
старшеклассницами
Ольгой
Задорожной и
Полиной
Фроловой. В
ней
отмечается,
что А.А.
Банчуков -
неутомимый
автор многих
полезных
начинаний и
душа
творческого
коллектива
учителей, что
он постоянно
хлопочет о
порядке в
школе и ему
беспрекословно
подчиняются
даже самые
строптивые
ученики.
Александр
Анатольевич
сам является
творческой
личностью и
во многом
способствует
развитию
жажды
творчества в
учениках
школы. Ребята
пробуют себя
в различных
видах деятельности,
об их успехах
свидетельствуют
многочисленные
грамоты и
благодарности.
Каждый
праздник в
школе
свидетельствует
о
незаурядном
актерском
таланте
директора: в
спектаклях
он сам
выступает то
в роли
Дракоши, то
Деда Мороза.
Стойко
сопротивляться
ударам
судьбы ему
помогает
спортивная
закалка
баскетболиста
с большим
стажем и
поддержка
игроков
учительской
баскетбольной
команды.
Александр
Анатольевич
помогает
выпускникам
выходить из
стен школы
образованными,
развитыми,
готовыми к
взрослой
жизни людьми (смотри
газету "Богородское",
№ 1, 2002 г.).
В
газете "Богородское",
№ 8., 2002 г. к Дню
учителя
опубликована
статья "Добрый
талант" за
подписью Э.Л.
Базаровой. В
этой статье
говорится о
заместителе
директора
школы №
1952 по
воспитательной
работе
Татьяне
Михайловне
Потеряевой. В
ней за весьма
короткий
срок
существования
школы
мальчишки и
девчонки
распознали
безграничную
доброжелательность,
почувствовали
ее любовь к
каждому из
них, оценили
ее яркие
качества
лидера на ее
уроках
граждановедения.
Действительно,
и в жизни
Татьяна
Михайловна
всегда
занимает
активную
гражданскую
позицию.
Кажется, ни
одно
мероприятие
в школе, будь
то концерт,
собрание,
различные
соревнования,
не обходятся
без ее
участия.
Подготовленные
ею чтецы
неизменно
занимают
призовые
места на
различных
конкурсах. От
ее
заботливого
взора не
ускользают
таланты в
самых
разнообразных
видах
творчества.
Многочисленные
грамоты
каждый год
выставляются
в витринах
школьного
музея, кстати,
в его
создании она
принимала
самое
деятельное
участие, а
собранные ею
экспонаты
украсили
одну из
первых его
экспозиций.
Любимая
всеми
учительница
неистощима
на выдумки и
способна
вести на
благое дело и
ребят, и своих
коллег. В ней
чудесным
образом
сочетаются
педагогический
и
художественный
талант
режиссера
детских
спектаклей и
организатора
школьной
жизни. После
общения с ней
-
жизнерадостным,
открытым
человеком -
остается
ощущение
тепла и
внимания к
каждому
взрослому и
ребенку. Она
создаёт в
школе тот
особый
микроклимат,
который
притягивает
к себе
нынешних
учащихся и
бывших
учеников
Татьяны
Михайловны.
Ее авторитет
уверенно
завоевывается
не только в
Богородском,
но и в Москве.
Мудрость и
молодость ее
души -
прекрасный
дар,
доставшийся
педагогическому
коллективу
школы.
Рис.
5.1.3.
Фотопортрет
заместителя
директора
школы по
воспитательной
работе
Татьяны
Михайловны
Потеряевой, 2003
г.
Сама
Татьяна
Михайловна
живет в
Богородском
полтора
десятка лет и
не считает
себя
эрудитом в
местном
краеведении.
Однако она
хорошо
представляет
к кому надо
обратиться
для
выяснения
тех или иных
проблем
местного
краеведения.
Когда
встал вопрос
о прошлом
территории,
где в 1998 г. было
построено
здание школы
№ 1952, Татьяна
Михайловна
организовала
Круглый стол
в музее, на
который были
приглашены
журналистка
Тамара
Владимировна
Войнова и
жительница
района
Марина
Владимировна
Калашникова (смотри
рисунок 5.1.4.1).
Рис. 5.1.4.1. Марина Владимировна Калашникова в школьном музее рассказывает о доме на Большой Богородской улице, в котором жили ее предки
Рис. 5.1.4.2. Фотография дома, который стоял до сноса на том месте, где теперь построена здание школы
Рис. 5.1.4.3. Семья Шальневых в саду возле дома
К
великой
радости
коллектива
школьного
музея, Марина
Владимировна
подарила
музею
мемориальные
предметы,
позволившие
создать
экспозицию о
заслуженной
учительнице
России
Евдокии
Сергеевне
Калашниковой,
матери
Марины (об
этом уже
говорилось в
разделе 3. «Постоянные
выставки
музея»).
Рассказ
Марины
Владимировны
и
представленные
ею материалы
и документы
(старые
письма с
указанием
адреса дома,
фотодокументы,
старинное
свидетельство
о браке ее
прадеда и
прабабушки,
рисунки
Глеба
Шальнева и
дневник,
который он
вел в 1920-е годы)
послужили
основой при
создании
статьи "Ставили
самовар, чай
пили с медом,
спать легли
рано..." для
газеты "Богородское",
2001 г., № 6. Автор
статьи Т.В.
Войнова
поместила ее
в шутливо
названную ею
рубрику: "Начинаем
рассказ о
династиях
Богородского.
История
первая.
Шальневы-Калашниковы".
В том же
номере
газеты Т.В.
Войнова
разместила
Обращение с
призывом
откликнутся
богородчан,
которые в 1941 г.
из-за войны не
учились в
школе.
В
числе первых
откликнувшихся
на Обращение
были
жительницы
района:
Маргарита
Ивановна
Петрова,
Ирина
Ивановна
Разоренова и
Антонина
Ивановна
Уварова. Ниже
приведен
групповой
фотопортрет,
сделанный в
школьном
музее при
проведении
очередного
Круглого
стола.
Рис.
5.1.5.
Коренные
жительницы
Богородского
М.И. Петрова, И.П.
Разоренова и
А.И. Уварова
вместе с
главным
редактором
газеты "Богородское"
Т.В. Войновой
О
судьбе этих
женщин
журналистка
рассказала в
статье "I
сентября 1941
года школы
были закрыты.
Мои грозовые
сороковые...",
опубликованной
в газете "Богородское",
2001 г., № 8.
Несколько
позднее на
Обращение
откликнулись
и другие
жительницы
Богородского.
О судьбе Антонины
Тихоновны
Давыдовой, а
также о
судьбе
Галины
Александровны
Королевич
рассказано в
газете "Богородское",
2001 г., № 9 в
заметках "Рождение
судьбы,
рождение
судеб... История
вторая.
Богословские
- Давыдовы" и "Продолжаем
рассказ о
школьниках
сорок первого
года.
Маленький "офицер
в юбке".
Коллектив
музея
выражает
признательность
всем людям,
которые с
участием
отнеслись к
самой идее
создания
краеведческого
школьного
музея и
сообщили
факты,
которые
позволяют
школьникам
лучше
осознать и
понять время,
прожитое
представителями
предшествующих
поколений.