Самоцелью
музейного
собирательства
является
приобретение
фондовых
предметов.
Став
музейными
предметами,
они могут
затем
находиться
как в фондах,
так и в
экспозициях.
Отбираемый
в фонды
предмет
должен
проявлять
три качества:
информативность,
аттрактивность
и
экспрессивность.
По
мнению
культуролога
В.Ю.
Дукельского (см.
Сб. научных
трудов
Центрального
музея
Революции
СССР - М., 1986, с. 27-35,
статью "Терминологические
проблемы
теории
музейного
предмета.
Музейные
термины -
терминологические
проблемы
музееведения"),
первый
критерий
подразумевает
внутреннюю
сущность
предмета,
второй -
внешнюю
привлекательность,
а третий
характеризует
волнение,
которое
вызывает
предмет при
его
рассматривании.
Наиболее
информативными
являются
орудия труда
и быта, а
также
различные
бумаги (документ,
газетная
вырезка,
книга), хотя
внешней
привлекательности
у них мало.
Признаками
аттрактивности
служат
приятный
цвет,
подходящий
экспозиционный
размер,
пластичность
формы, какие-либо
эстетические
особенности.
Свойство
экспрессивности
обычно
приписывается
мемориальным
предметам,
при
рассматривании
которых
волнение
возникает
даже от
сознания
того, что
пользовался
ими человек
незаурядный.
Если
в
предлагаемом
музею
предмете
удовлетворительно
сочетаются
все три
свойства,
отказываться
от него нет
смысла: он
может быть
очень
полезен в
комплектуемых
фондах. Ведь
собиратели
музейных
предметов
относятся к
фонду как к
важному
культурному
достоянию.
Переходя
из среды
первоначального
бытования в
музейный
фонд, предмет
подвергается
атрибуции (об
этом
коллектив
музея должен
чётко
помнить). При
поступлении
записывается
легенда
предмета, его
прежние
владельцы и
условия
существования.
Например,
предмет Оф 98/0047 –
открытка (см.
рисунок 2.1)
Рис.
2.1.
Открытое
письмо
начала XX в. с
указанием
адреса
получателя -
Москва, село
Богородское
(за
Сокольниками),
Московское
Товарищество
Резиновой
Мануфактуры,
его
высокоблагородию
Николаю
Иосифовичу
Цыбульскому.
Как видно,
аттрактивные
свойства
открытки
способствовали
сохранности
ее, хотя она
не раз меняла
хозяев
Её возраст
почти сто лет.
Адрес на
обороте
указывает на
то, что письма
шли в
Богородское (оно
являлось
частью
Москвы), хотя
писали: село
Богородское (за
Сокольниками),
и т.д.
Открытка
подарена
музею
учеником
школы Сашей
Руссевым. Она
весьма
информативна.
В
верхней
части рис. 2.2
размещены
два ценных
предмета,
поступивших
в музей как
дар
директора
школы
Банчукова А.А.:
косынка-сувенир
конца 1920-х
годов и
журнал "Огонек",
№50, изданный в 1914
г., с
публикациями
статей и
фотодокументов
о событиях на
фронтах 1-й
Мировой
войны. Сувенирные
косынки
дарили на
память
делегатам
первого
Всесоюзного
учительского
съезда в
Москве в
августе 1928 г.
Банчукову А.А.
она
досталась
как
внучатому
племяннику
участницы
того съезда.
На рисунке 2.2
представлен
также набор
фотоматериалов
об учителях школы
№ 1952,
выпускниках
2001-2002 учебного
года, папка с
подборкой
газетных
публикаций о
школе № 1952.,
подготовленных
ко Дню
учителя
Рис.
2.2.
Новые
поступления
музейных
предметов к
началу 2002-2003
учебного
года
Рис.
2.3. Учащийся
школы № 1952 Дима
Янин с
коллекцией
предметов,
подаренных
музею
коллективом
клуба "Восход"
(Богородское)
Летом 1999 г.
состоялась
экспедиция
поискового
клуба "Восход"
в Калужскую
область, на
реку Жиздру.
Раскопки
велись у
деревень
Гридня и
Богдана
Колодези, где
60 лет назад
стояли
солдаты
противоборствующих
сторон, были
найдены
предметы
вооружения и
быта солдат:
две каски (отечественного
и немецкого
производства),
саперная
лопатка,
останки
противогаза,
котелки,
кружки,
столовый
набор (ложка с
вилкой),
отвертка,
гильзы
снарядов -
всего 10
предметов.
Эти предметы -
подлинные
свидетели
событий 1943 г.
Ценными
музейными
предметами
являются
старые
пожелтевшие
фотографии с
видами
безвозвратно
ушедшего
Богородского:
невысокие
деревянные
дома, здание
школы,
продуктовый
магазин,
типичная
обстановка
комнаты 1960-х
годов и др.
Ниже
приведены
некоторые из
поступивших
в музей
фотодокументов.
Рис.
2.4.
Здание школы
Рис.
2.5.
Продуктовый
магазин
Рис.
2.6.
Так
выглядела в 1950-е
годы
Игральная
улица
Рис.
2.7. Типичный
небольшой
деревянный
дом
Рис.
2.8.
Двухэтажный
дом с
каменным
низом и
деревянным
верхом
Рис. 2.9.
Жительница
Богородского
выходит из
дома
Рис.
2.10. Старый
большой
деревянный
дом
Рис.
2.11.
Обитатели
двух домов со
смежными
дворами Анна
Михайловна
Дубовик с
Ириной
Федоровной
Сулаковой и
их сосед
Борис
Михайлович
Шашин. Ныне
правнук Анны
Михайловны и
Бориса
Михайловича.
Слава Шашин
училя в
нашей школе
Рис.
2.12. Характерная
обстановка
жилой
комнаты в 1950-е
годы (фото из
семейного
архива Т.С.
Черных)
Рис.
2.13.
Тупикова
Таня и
Еренкова
Полина в
качестве
исследователя-архивариуса
и хранителя
музейных
фондов
проводят
атрибуцию
новых
поступлений
в музейный
фонд
Поступающие в музей предметы систематизируются и классифицируются, Их делят на вещевые, письменные, изобразительные, кино-фото-электронно-информационные, постоянного и временного содержания и др. Учитывается материал, из которого изготовлены предметы. Предусматриваются подходящие условия для сохранности предметов. Юные музееведы хорошо понимают, что образовательно-воспитательное значение и экспрессивность предметов даже в слабой экспозиции можно усилить, если умело их подать. Они учатся у музейного педагога тому, как нивелировать имеющиеся недостатки музейных предметов при создании экспозиций.
Источники
комплектования
музейных
фондов
бывают
разными: от
случайных до
планомерных,
требующих
настойчивости
и терпения.