Временные и переносные выставки имеют информационный характер. Они злободневны, напоминают о юбилейных и памятных датах. Их продолжительность составляет 10-30 дней. Большая часть таких выставок организуется в соответствии с календарным планом выставок, который утверждается в начале учебного года. За пять лет существования музея проведено свыше 50 выставок по самым различным темам.
Особое
внимание при
организации
временных и
переносных
выставок
уделяется
предметам,
которые
изготовлены
руками детей
или
принесены
ими из дома на
время
проведения
показа.
Например, в
конце 2002 г. прошла
выставка
детского
творчества "Сам
себе мастер".
Витрина,
вместившая
значительную
часть
экспонатов
этой
выставки,
показана на
рис. 4.1.
Рис. 4.1.
Выставка "Сам
себе мастер",
ноябрь-декабрь
2002 г,
В
выставочной
витрине
представлены
собранные
детьми
коллекции
марок,
спичечных
этикеток,
значков;
модели
самолетов,
танков,
артиллерийских
орудий,кораблей;
самодельные
игрушки;
изделия
декоративно-прикладного
искусства (вышивка,
бисероплетение,
поделки из
кожи и бумаги),
сшитые и
связанные
детьми
предметы
одежды и др.
Большой
интерес к
этой выставке
проявили и
дети, и
взрослые.
После
знакомства с
выставкой
один из
классов
начальной
школы
попросил
сделать
фотографию
на память об
этой
выставке. Она
представлена
на рис. 4.2.
Рис. 4.2.
Учащиеся 2
класса на
выставке "Сам
себе мастер"
Детям
в музее
нравится
трогать
руками
необычные
для них
предметы. Так,
в 1999 г. после
знакомства с
экспозицией,
посвященной
200-летию
Итальянского
похода
русской
армии под
командованием
А.В. Суворова,
некоторые
школьники
просили
разрешения
примерить на
себя
музейные
предметы:
военную
фуражку и
кольчугу-новодел.
На рис. 4.3
ученики 7
класса Саша
Кабанов и
Виталий
Никуленко
примеряют
эти предметы
на себя.
Рис. 4.3.
Семиклассники
Саша Кабанов
и Виталий
Никуленко
примеряют
фуражку и
кольчугу
возле
музейной
экспозиции о
переходе
русских
войск через
Альпы в 1799 г.
Аналогичные просьбы приходится слышать весьма часто. Хотя кольчуга очень тяжелая, померить ее просят и начинающие школьный путь дети.
Переносные
выставки
отличаются
от временных
музейных
экспозиций в
стенах
самого музея
тем, что
экспонаты
укрепляются
на
специальных
переносных
стендах или
планшетах. Их
можно
демонстрировать
в разных
местах и даже,
перевозить в
другие
помещения.
Одной
из первых
переносных
выставок
была
плановая
выставка,
состоявшаяся
осенью 2000 г.,
приуроченная
к юбилейным
датам
международного
значения (смотри
рис. 4.4). Эта
выставка
проводилась
в
образовательных
целях. Она
напоминала о
двух
замечательных
англичанах с
почти
одинаковыми
фамилиями.
Первый
известен
миру как
инженер-изобретатель
Джордж
Стефенсон.
Воспоминания
о нем связаны
с 200-летием со
дня признания
его как
великого
механика
паровых
машин,
который не
только
усовершенствовал
паровую
машину, но и
положил
начало
железнодорожному
сообщению.
Именно он
довел дело до
прокладки
железных
рельсов на каменных
опорах,
принял
стандартную
ширину колеи,
предложил
ряд необходимых
искусственных
сооружений
на железных
дорогах (мосты,
виадуки и др.).
Второй,
англичанин -
Роберт
Стивенсон (1850-1894).
Он назван в
связи с 150-летием
со дня
рождения. Он
был и до сих
пор остается
очень
читаемым
писателем.
Его
произведения
переведены
на русский
язык,
многократно
переиздавались
и
экранизировались
("Остров
сокровищ" и
др.).
Рис. 4.4. Переносная выставка о Джордже Стефенсоне -изобретателе и Роберте Стивенсоне - писателе
Много
газетно-журнальных
публикации,
фотографий,
памятных
медалей и
значков дети
приносят в
музей ко Дню
космонавтики
12 апреля. На
рис. 4.5
показана
выставка,
состоявшаяся
в 2001 г. и
посвященная
40-летию
первого
полета
человека в
Космос.
Рис. 4.5.
Выставка к 40-летию
первого
полета
человека в
Космос
Школьниками
очень любим
театрально-концертный
коллектив,
силами
которого
создаются не
только
концертные
программы, но
и целые театральные
постановки. В
фонд музея
поступают
фотодокументы
об этой
стороне
деятельности
школьных
любителей
театра. Ко Дню
театра музей
устраивает
выставку "Мы
и театр". Ниже
показана
такая
выставка, состоявшаяся
весной 2002 г.
Рис. 4.6.
Выставка "Мы
и театр",
состоявшаяся
весной 2002 г.
Большую
выставочную
деятельность
музей
посвящает 60-летию
великих
переломных
сражений в
ходе Великой
Отечественной
войны 1941-1945 г. (Московская
битва,
Сталинградская
и Курская
битвы).
Некоторые из
этих
экспозиций
перешли в
число
постоянных,
потому что
всегда
вызывают
неизменный
интерес у
посетителей.
Коллектив
музея
старается не
забывать и
важные
исторические,
даты. Так, в
сентябре 2002 г.
прошла
выставка «К 190-летию
Бородинской
битвы».
Сначала
она
выставлялась
в вестибюле
школы в
качестве
переносной, а
затем
перекочевала
в помещение
школьного
музея.
С
большим
теплом и
вниманием
школьники
относятся к
выставкам,
где
фигурируют
портреты их
родных. Ниже
показана
одна из
такого рода
популярных
выставок,
посвященных
Дню
защитника
Отечества.
Рис. 4.7.
Школьный
экскурсовод
Наташа
Мамина возле
планшета с
временной
выставкой,
посвященной
Дню
защитника
Отечества,
состоявшейся
в 2002 г.